Рабочая программа элективного курса по Финансовой грамотности для обучающихся 5-8 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент общего образования Томской области
Управление образования, опеки и попечительства МО "Каргасокский
район"
МКОУ "Тымская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5,8 классов

село Тымск 2023
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 5,
8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.
Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2017.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;

2

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
На изучение элективного курса «Финансовая грамотность» в 5, 8 отводится по 0.5 часапо 34 часа в год. В остальных классах изучение данного курса учебным планом в этом
учебном году не предусмотрено.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления
учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических
задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа,
конференция, конкурсы.
Результаты освоения курса
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
3

- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса
5 класс
4

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного
пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая
игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (8 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная
беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (8 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (2 часа)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
8 класс
Раздел 1. Потребительская культура (4 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (2 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли».
Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов
и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа
«Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя (4 часа).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая
работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что
он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
5

Раздел 6. Искусство покупать (6 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты
питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная
беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно
обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (4 часа).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый
стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация
«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое
моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает
потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся (2 часа)
Раздел 10. Защита проектов (2 часа)

Содержание предмета курса представляется с описанием основных видов учебной
деятельности
6

5 класс
№
п/п

Наименование
раздела и тем

Кол-во
часов

1

Раздел
1.
Доходы
и
расходы семьи

10

2

Раздел 2.
Риски потери
денег и
имущества и
как человек
может от
этого
защититься

6

3

Раздел
3.
Семья
и
государство:
как
они

8

Содержание

Вид учебной
ученика

деятельности

Введение. Познавательная
беседа «Почему так важно
изучать
финансовую
грамотность?»
Познавательная
беседа
«Деньги». Интерактивная
беседа
«Драгоценные
металлы.
Монеты.
Купюры».
Творческое
задание «Доходы семьи».
Работа со статистикой
«Расходы
семьи».
Викторина
«Предметы
первой необходимости».
Викторина
«Товары
длительного
пользования».
Решение
практических
задач
«Услуги. Коммунальные
услуги». Ролевая игра
«Семейный
бюджет».
Практическая
работа
«Долги.
Сбережения.
Вклады».
Решение
практических
задач «Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться». Дискуссия
«Экономические
последствия
непредвиденных событий:
болезней,
аварий,
природных катаклизмов».
Решение логических задач
«Страхование».
Познавательная
беседа
«Страховая
компания.
Страховой
полис».
Творческая
работа
«Страхование имущества,
здоровья,
жизни».
Практическая
работа
«Принципы
работы
страховой компании».

Познавательная
беседа
Интерактивная
беседа
Творческое задание Работа
со статистикой Викторина
Решение
практических
задач
Ролевая
игра
Практическая работа

Мини-исследование
«Налоги». Аналитическая
работа «Виды налогов».
Познавательная
беседа

Мини-исследование
Аналитическая
работа.
Познавательная
беседа
Решение
экономических

Решение
практических
задач Дискуссия Решение
логических
задач
Познавательная
беседа
Творческая
работа
Практическая работа.

7

взаимодейству
ют

«Социальные пособия». задач Проект
Решение экономических
задач
«Социальные
выплаты».
Проект
«Государство – это мы».

4

Раздел
4.
Финансовый
бизнес: чем он
может помочь
семье

8

«Как спасти деньги от
инфляции». Творческое
задание
«Банковские
услуги».
Практическая
работа
«Вклады
(депозиты)». Деловая игра
«Кредит.
Залог».
Составление бизнес-плана
«Собственный
бизнес».
Ролевая
игра
«Возможности работы по
найму и собственного
бизнеса».
Сюжетноролевая игра «Примеры
бизнеса,
которым
занимаются подростки».
Разработка бизнес-плана.
Решение логических задач
«Валюта в современном
мире».
Познавательная
беседа «Валюта разных
стран».
Мини-проект
«Благотворительность».
Проект
«Личный
финансовый план».

Решение
проблемной
ситуации.
Творческое
задание.
Практическая
работа.
Деловая
игра
Составление бизнес-плана
Ролевая игра Сюжетноролевая игра Разработка
бизнес-плана.
Решение
логических
задач
Познавательная
беседа
Мини-проект Проект

5

Раздел 5. Что
такое
финансовая
грамотность

2

Конференция по
«Финансовая
грамотность».

материалы, создают
презентации, готовят вопросы
к
учебному
материалу,
отрабатывают
приемы
и
методы изложения материала
перед обучающимися.

Раздел
1.
Потребительс
кая культура

4

«Что
такое Познавательная беседа
Выступления учащихся
потребительская
культура». «Потребление: Круглый стол
структура
и
нормы».
«Поговорим о культуре
питания».

Раздел
2.
Потребитель и
закон

4

«Кто
потребитель?»
«Разнообразие

курсу Ищут

8 класс

такой Работа с документами.
Интерактивная беседа
Практическая работа
Познавательная беседа
8

человеческих
потребностей
и
их
классификация».
«Психология
потребителя».
Потребность в защите:
Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел
3.
Потребитель –
король
на
рынке

2

«Что
такое
рынок?» Познавательная беседа
«Виды
и
способы Ролевая игра
экономических
торговли».
«Дешевле Решение
задач
только даром».

Раздел 4. Куда
уходят
деньги?

4

Раздел
5.
Информация
для
потребителя (

4

«Разумные расходы –
статья доходов». «Статьи
доходов и расходов».
«Рациональный
«Источники
информации». «Реклама и
ее виды». «Символы на
этикетках,
упаковках,
вкладышах».
«Читаем
этикетки,
упаковки,
3вкладыши». «Индекс Е:
что
он
означает».
«Классифицируем
продукты,
содержащие
индекс Е».

Раздел
Искусство
покупать

6.

6

«Качество товаров». «Как
покупать
продукты
питания?» «Как выбирать
одежду
и
обувь?»
«Бытовая техника: всерьез
и надолго». «Всегда ли
товар можно обменять».

Раздел
7.
Потребительс
кая культура в
сфере услуг

2

«Правила
пользования Решение
экономических
задач
коммунальными
услугами». «Это должен Выступления учащихся
знать
каждый,
отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто
защищает

4

«Государственные
органы
защиты

Дискуссия
Аналитическая работа
Деловая игра
Мини-исследование
Мини-проект
Практическая работа
Выступления учащихся

Практическая работа
Круглый стол
Решение
практических
задач
Познавательная беседа
Круглый стол

Познавательная беседа
прав Круглый стол
9

права
потребителей

Раздел
9.
Подготовка и
оформление
творческих
исследователь
ских проектов
учащихся
Раздел
10.
Защита
проектов

потребителей».
Правовая консультация
Дискуссия
«Общественные
организации по защите
прав потребителей». «В
каких
случаях
потребитель имеет право
на судебную защиту?»
«Что такое моральный
вред
и
как
он
возмещается?»
«Кто
защищает потребителя?»
2

Подготовка и оформление
творческих
исследовательских
проектов учащихся

Ищут материалы, создают
презентации, готовят вопросы
к
учебному
материалу,
отрабатывают
приемы
и
методы изложения материала
перед обучающимися.

2

Защита проектов

конференция

Календарно-тематическое планирование

10

5 класс (34 часа)
№
урока

1-2
3-4
5
6-9

Название темы

Дата проведения
Дата план Дата факт

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно 6.09
13.09
изучать финансовую грамотность?»
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. 20.09
27.09
Монеты. Купюры».
4.10
Викторина «Предметы первой необходимости».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные 11.10
18.10
услуги».
25.10
8.11
15.11

Ролевая игра «Семейный бюджет».
10
Раздел 2. Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься
(6 часов)
11-12 Решение практических задач «Особые жизненные 22.11
29.11
ситуации и как с ними справиться».
беседа
«Страховая
компания. 6.12
13-14 Познавательная
13.12
Страховой полис».
15-16 Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, 20.12
27.12
жизни».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (8 часов)
10.01
17-18 Мини-исследование «Налоги».
19-20

Аналитическая работа «Виды налогов».

21-22

Познавательная беседа «Социальные пособия».

23-24

Проект «Государство – это мы».

17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02

26-27

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (8 часов)
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от 6.03
инфляции».
13.03
Творческое задание «Банковские услуги».

28-30

Разработка бизнес-плана «Собственный бизнес».

31-32

Мини-проект «Благотворительность».

25

33-34

20.03
3.04
10.04
17.04
24.04
7.05

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (2 часа)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
14.05
21.05
8 класс (34 часа)

11

№
урока

1-2
3-4

5-6

7-8

Название темы

Дата проведения
план
факт

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Потребительская культура (4 часа)
Познавательная беседа «Что такое потребительская 6.09
13.09
культура».
Выступления учащихся «Потребление: структура и 20.09
27.09
нормы».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа)
4.10
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»
Практическая работа «Разнообразие человеческих 11.10
потребностей и их классификация».
Работа с документами. Потребность в защите: Закон 18.10
25.10
«О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (2 часа)

9
10
11
12-13

8.11
Познавательная беседа «Что такое рынок?»
Ролевая игра «Виды и способы торговли».
15.11
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа)
22.11
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».
29.11
Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».
6.12

14
15-16
17-18

19-20
21
22-23
24

13.12
Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».
Раздел 5. Информация для потребителя (4 часа)
Мини-проект «Реклама и ее виды».
20.12
27.12
10.01
17.01

Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки,
вкладыши».
Раздел 6. Искусство покупать (6 часов)
24.01
Практическая работа «Качество товаров».
31.01
7.02

Круглый стол «Как покупать продукты питания?»
Решение практических задач «Как выбирать одежду и 14.02
21.02
обувь?»
28.02
«Бытовая техника: всерьез и надолго».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа)
25-26 Решение экономических задач «Правила пользования 6.03
13.03
коммунальными услугами».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (4 часа)
27-28 Познавательная беседа «Государственные органы 20.03
3.04
защиты прав потребителей».
Правовая консультация «В каких случаях потребитель 10.04
29
имеет право на защиту?»
Дискуссия «Что такое моральный вред и как он 17.04
30
возмещается?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся (2 час)
12

31-32

33-34

Подготовка
и
оформление
творческих 24.04
7.05
исследовательских проектов учащихся
Раздел 10. Защита проектов (2 часа)
Защита проектов
14.05
21.05

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38253) 35-1-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».