1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………3
Особенности организуемого воспитательного процесса в школе ………………..5
Цель и задачи воспитания …………………………………………………………...6
Виды, формы и содержание деятельности …………………………………………8
Модуль «Ключевые общешкольные дела» ………………………………………...8
Модуль «Классное руководство»…………………………………………………...9
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»…11
Модуль «Школьный урок»…………………………………………………………12
Модуль «Работа с родителями»……………………………………………………13
Модуль «Экскурсии, походы»……………………………………………………..14
Модуль «Профориентация»………………………………………………………..14
Модуль «Наставничество УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК»…………15
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»…………………………16
Основные направления самоанализа воспитательной работы …………………..17
План-сетка воспитательной работы МКОУ «Тымская ООШ»…………………..18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Рабочая программа воспитания муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Тымская основная общеобразовательная школа» (далее - Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172).
Данная программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми, приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Воспитательная
Программа
является
обязательной
частью
основных
образовательных программ МКОУ «Тымская ООШ» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей
организацией. Вместе с тем, программа призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, определённых ФГОС: формировать у них
основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества
личности; активное участие в социально значимой деятельности школы.
В
центре данной программы в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники
(учитель, классный руководитель, заместитель директора и т.п.) могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем
самым сделать школу воспитывающей организацией. Программа воспитания — это
не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных
форм и методов работы с обучающимися. Программа воспитания МКОУ «Тымская
ООШ» включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания:
информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального
окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на
обучающихся,
значимых партнерах школы,
особенностях контингента
3
обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для
школы принципах и традициях воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит
решать для достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и
задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и
вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных
школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной
работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются:
«Ключевые общешкольные дела»
«Классное руководство»
«Курсы внеурочной деятельности дополнительного образования»,
«Школьный урок»
«Работа с родителями»
«Экскурсии, походы»
«Профориентация»
«Наставничество учитель-ученик»
«Организация предметно-эстетической среды»
Деятельность педагогических работников МКОУ «Тымская ООШ» в рамках
комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной
образовательной программы начального и основного общего образования.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в
котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой
в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений
самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его
осуществления.
К Программе воспитания прилагается календарный план
воспитательной работы. Программа воспитания не является инструментом
воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник своими действиями, словами, отношениями. Программа позволяет педагогическим
работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание младших и
старших школьников.
Программа воспитания МКОУ «Тымская ООШ» разработана в 2021 году с целью
систематизации и модернизации компонентов воспитательной системы учреждения,
является мобильной, корректируемой и изменяемой.
Особенности организуемого воспитательного процесса в школе
4
МКОУ «Тымская ООШ» (далее – школа, образовательная организация) имеет
сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Контингент
школы составляют
дети, проживающие на территории Тымского поселения.
Ученики знакомы с особенностями работы школы по рассказам своих родителей и
старших братьев и сестер, которые также обучались в нашей образовательной
организации. Все это помогает детям быстрее адаптироваться к школьным
условиям.
Процесс воспитания в МКОУ «Тымская ООШ» основывается на следующих
принципах:
−
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
−
ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
−
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
−
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
−
системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как
условия его эффективности.
Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
2) важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
5) к оригинальным воспитательным находкам школы можно отнести нестандартное
окончание каждой учебной четверти, которое является ярким образовательным
событием (фестиваль «Знакомый незнакомец», посвящённый выдающимся
личностям; «Волшебник Новый год», проводящийся в новом формате; фестиваль
5
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!», тему которого
предлагают сами дети; ШНПК «К вершинам знаний», в рамках которой
представляются результаты проектной и исследовательской работы обучающихся);
6) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
7) ключевой фигурой воспитания в школе является учитель, реализующий по
отношению к детям, в том числе защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Цель и задачи воспитания:
− Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
− Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
− Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие уровням основного общего образования:
- В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
6
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный
путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
7
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
−
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
−
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
−
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
−
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
−
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
−
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
−
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
−
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
−
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
−
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые
дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной
организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
−
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На школьном уровне:
−
общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
8
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют
все классы школы;
−
фестивали «Знакомый незнакомец», «О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух!»;
−
спортивные состязания,
совместно организуемые с семьями учащихся,
которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
−
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
−
совместные образовательные проекты, реализующиеся в течение года; в них
принимают участие как обучающиеся, так и педагоги школы («Сундучок знаний»,
«Календарь погоды» и т.д.)
−
Акции «Бессмертный полк», «Доброе слово», «Поздравь ветерана», «От
внучат с любовью», «Звезда победы», «Памятник на память», «Окна победы» и др.
На индивидуальном уровне:
−
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
−
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
−
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
−
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель,
куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
−
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в
них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;
9
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
−
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в
беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений
по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
−
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
- празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши;
- регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
−
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
−
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
−
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника,
которую они совместно стараются решить;
−
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
−
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
−
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
10
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
−
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
−
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
−
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
−
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
−
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
−
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная Деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира
(«Учение с увлечением» биология-химия», Клуб «Знатоки природы»,
«Занимательная математика» и др.).
11
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования,
создающие
благоприятные
условия
для
просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие («Весёлые нотки», «Я рисую», «Emotion», вокально-хоровая
студия и др.) .
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников
(Краеведческий клуб «Огонёк», «Казачья вольница»).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых (школьный
спортивный клуб «Импульс», «Гимнастика», «Шахматы», «Спортивный час»,
«Подвижные игры» и др.).
Трудовая деятельность. Воспитание у детей
трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду осуществляется через вовлечение их в участие в
субботниках, летнюю практику, дежурство по школе, в классе, столовой,
трудоустройство в летний период.
Проблемно-ценностное общение. Развитие
коммуникативных компетенций
школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей
формируется через участие в
общешкольных традиционных мероприятиях (праздниках, конференциях,
фестивалях, акциях).
Игровая деятельность
Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого,
умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде:
- программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», «Шахматы»,
«Спортивный час», «Матрёшка».
4. Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
−
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
−
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
−
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
12
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
−
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
−
применение
на
уроке
интерактивных форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
−
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
−
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
−
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
5. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
−
совет родителей, участвующий в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
−
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе («День открытых дверей»);
−
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
−
родительские форумы, организуемые посредством мессенджера «WattsApp»,
на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
13
−
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций (тренинги психологической направленности, выступления по актуальным
вопросам);
−
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
−
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
−
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (психологические тренинги, работа просветительской
«Почты»).
6. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии,
походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
−
экскурсии или походы, организуемые учителями, классными руководителями
и родителями школьников, с целью изучения природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
- соревнования по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному
ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс
знатоков лекарственных растений, комбинированные эстафеты и т.д.
7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
На внешнем уровне:
- экскурсии на имеющиеся в поселении предприятия, дающие школьникам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии.
На уровне школы:
14
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования.
На уровне класса:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего.
Индивидуальный уровень:
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора
ими профессии.
8. Модуль «Наставничество УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК»
УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
Целью такой формы наставничества
является
раскрытие
потенциала
каждого
наставляемого,
формирование
жизненных
ориентиров
у
обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к
учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного
выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и
активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских
качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и
формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя
поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными
потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди
основных задач взаимодействия
наставника
с
наставляемым:
помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих
или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных
условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества
обучающихся.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной
деятельности:
-консультации по предметам;
- устранение пробелов в знаниях обучающегося, отработка умений и навыков;
- беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по
определенным темам;
- подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в них;
- проектная и исследовательская деятельность;
- классные часы;
- внеурочная работа;
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества;
15
- совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для
задач адаптации) и т.д.
УЧЕНИК-УЧЕНИК
Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очередь,
добровольный вид деятельности. Включаются в эту деятельность социально
активные обучающиеся. Ученик-наставник – это ребенок, обладающий
сформированным комплексом личностных качеств: уверенность в себе, трудолюбие,
коммуникабельность, толерантность, ответственность, лидер в группе (классе),
имеет высокие достижения в учебе, в творческой деятельности и т.д. Это ученик,
обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий
большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело
будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.
Наставник в модели «ученик-ученик» не назначается педагогом, а неформально
выбирается группой обучающихся.
Задачами наставничества УЧЕНИК-УЧЕНИК являются:
раскрытие лидерских качеств наставляемого;
улучшение результатов учебы, а также творческих и спортивных результатов.
помощь в адаптации к новым условиям, в случае если ученик-новичок, перешёл в
среднее звено,перевёлся из другой школы;
формирование благоприятной психоэмоциональной среды среди учеников;
рост посещаемости творческих кружков;
снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с конфликтами внутри
коллектива обучающихся.
укрепление связи школьника-будущего выпускника со школой.
Обучающиеся - наставляемые подросткового возраста получат стимул к
культурному, интеллектуальному, физическому развитию.
Взаимодействие наставника и наставляемого происходит во внеурочные часы, но
возможна интеграция и в процесс обучения, в случае совместной работы над
какими-либо проектами, совместной подготовки к олимпиаде или проведение
совместных конкурсов.
9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля:
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
16
Размещение на стендах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений о разнообразии
эстетического осмысления мира
Оборудование спортивных,
оздоровительно-рекреационных и
игровых площадок, доступных и
приспособленных для обучающихся
Проявление фантазии и творческих
способностей, создающих повод для
длительного общения классного
руководителя со своими обучающимися
Оформление пространства проведения
конкретных школьных событий
Выставки творческих работ
обучающихся; картин определенного
художественного стиля фотоотчетов об
интересных школьных событиях;
благотворительная ярмарка семейных
поделок в пользу нуждающихся в
помощи
Зоны активного и тихого отдыха в
свободном пространстве школы
Совместное благоустройство классных
кабинетов силами педагогов, учащихся и
их родителей
Событийный дизайн праздников,
церемоний, торжественных линеек,
творческих проектов, выставок,
собраний, конференций и т.п.
Совместная с обучающимися разработка, Символика класса и школы: флаг школы
создание и популяризация особой
(класса), гимн школы (класса), эмблема
школьной символики, используемой как школы (класса), логотип, элементы
в школьной повседневности, так и в
школьного костюма и т.п.
торжественные события
Благоустройство различных участков
Конкурсы творческих проектов
пришкольной территории
«Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из
ее цели, задач и направлений деятельности. На основе этого определяются методики
изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются
и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего
развития и совершенствования воспитательной работы. Основными направлениями
анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
2. Воспитательная деятельность педагогов.
3.Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
5. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
17
взрослых.
Итогом
самоанализа
организуемой в образовательной организации
воспитательной работы будет являться перечень выявленных проблем, над
которыми необходимо будет работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
План-сетка воспитательной работы МКОУ «Тымская ООШ»
Направления
воспитательной
работы
«Ключевые
общешкольные
дела»
Мероприятия
Сроки
проведения
Классы
Ответственны
е
«День знаний»
Сентябрь
1-9 класс кл.
руководители
1-9 класс Панова Е.П.
Осенний кросс
Сентябрь
День Здоровья
Сентябрь
Первенство школы
по мини - футболу
Первенство школы
по мини - футболу
Оформление
уголка по
пожарной
безопасности
«День
безопасности в
школе. Инструктаж
по пожарной
безопасности»
Учебная пожарная
тревога
Организация
работы ЮИД
Оформление
уголка
безопасности
Рейд «Внимание –
дети идут в школу»
Сдаем нормы ГТО
Соревнования
«Охотники и утки»
Фестиваль
«Знакомый
Сентябрь
2–9
Панова Е.П.
класс
1-4 класс Панова Е.П.
Сентябрь
5-7 класс Панова Е.П.
Сентябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Сентябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Сентябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Сентябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Сентябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
В течение
года
Октябрь
Октябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Октябрь
1-9 класс Педагоги
1-2 класс Панова Е.П.
1-5 класс Панова Е.П
18
незнакомец»
Мероприятия в
рамках работы
ЮИД («Юный
инспектор
движения»)
Мероприятия в
рамках работы
ДЮП («Дружина
юных пожарных»)
Спортивная
эстафета
«День учителя»
Неделя начальных
классов
Мама, папа, я –
спортивная семья
(эстафеты)
«Волшебник
Новый год»
Соревнования
«Вышибалы»
Турнир по
настольному
теннису
Веселые старты.
Веселые старты
Школьный этап
всероссийского
литературного
конкурса «Живая
классика»
Лыжные гонки
В течение
года
1-9 класс Моргачева М.Д.
В течение
года
1-9 класс Моргачева М.Д.
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
1-9 класс Моргачева М.Д.
Панова Е.П.
1-9 класс Моргачева М.Д.
1-4 класс Педагоги
Ноябрь
1- 4
класс
Декабрь
1-9 класс Педагоги
Декабрь
1-5 класс Панова Е.П.
Декабрь
5-7
класс
8-9 кл
1-5 класс
5-9 класс
5-9 класс
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Панова Е.П.
Панова Е.П.
Панова Е.П.
Панова Е.П.
Усманова М.А.
Моргачёва М.Д.
Эстафеты «Зимние
забавы»
Февраль
Неделя старших
классов
Соревнования по
дартсу
23 февраля
Фестиваль «О,
сколько нам
открытий чудных
Февраль
5-9
Панова Е.П.
класс
1–4
Панова Е.П.
класс,
родители
.
5-9 класс Педагоги
Февраль
2-9 класс Панова Е.П.
Февраль
Март
1-9 класс
1-9 класс Педагоги
19
готовит
просвещенья
дух…»
Смотр строя и
песни,
посвящённый Дню
защитника
Отечества
Сдаем нормы ГТО
Соревнования по
волейболу
День здоровья
Март
1-9 класс Панова Е.П.
Март
Март
7-9 класс Панова Е.П.
7-9 класс Панова Е.П.
Март
1–9
Панова Е.П.
класс
1-9 класс Моргачева М.Д.
1-9 класс Усманова М.А.
8 марта
Март
Творческий
Март,апрель
вокальный конкурс
«Голос»
Соревнования по
пионерболу
«Мы снова сдаем
ГТО»
Соревнования по
гимнастике
Русская «Лапта»
Школьная научнопрактическая
конференция «К
вершинам Знаний»
9 мая
Последний звонок
День хорошиста
Акция «От внучат
с любовью»
Акция «Поздравь
ветерана» с Новым
годом
Акция «Доброе
слово»
Акция
«Бессмертный
полк»
Акция «Звезда
Победы»
Акция «Памятник
Апрель
Панова Е.П.
Май
Май
3–5
класс
1-5
класс
1-9
класс
4-9 класс
1-9 класс
Май
Май
Май
Октябрь
1-9 класс
1-9 класс
1-9 класс
1-9 класс
Моргачева М.Д.
Моргачева М.Д
Моргачева М.Д
Анненко Е.В.
Декабрь
1-9 класс Анненко Е.В.
Май
1-9 класс Анненко Е.В.
Май
1-9 класс Анненко Е.В.
Май
1-9 класс Анненко Е.В.
Май
1-9 класс Анненко Е.В.
Апрель
Апрель
Панова Е.П.
Панова Е.П.
Панова Е.П.
Педагоги
20
«Классное
руководство»
на память»
Акция «Окна
Май
Победы»
«Добро пожаловать 1 сентября
в мир знаний!»
Поход «Навстречу
приключениям»
Поход
День именинника
«Классный новый
год»
«Ура! Каникулы!»
«Курсы
внеурочной
деятельности»
Сентябрь
1-9 класс Домковская
М.П.
2, 3-4, 6- Панова А.В.
7,8,5
Моргачева М.Д,
класс
Усманова М.А.,
Панова Е.П.
Домковская
М.П.
6-7 класс Панова А.В.
Сентябрь
3-4 класс Домковская
М.П.
Октябрь/март 5, 6-7,8
Панова А.В.
класс
Усманова М.А.
Панова Е.П.
Декабрь
2, 3-4,
Панова А.В.
5,6-7,8
Усманова М.А.
класс
Панова Е.П.
Моргачева М.Д
Домковская
М.П.
Анненко Е.В.
Май
2, 6-7,8
Панова А.В.
класс
Усманова М.А.
Моргачева М.Д
Панова Е.П.
В течение
1-9
Классные
года
классы
руководители,
учителяпредметники
Мероприятия,
направленные на
воспитание
образованной,
физически и
духовно здоровой
личности,
способной к
самореализации и
самоопределению
Классные и
В течение
общешкольные
года
родительские
собрания (рабочие
и тематические)
«Знатоки природы» В течение
года
«Учение с
В течение
увлечением
года
1-9 класс Кл.
руководители
1-9 класс Панова А.В.
1-9 класс Панова А.В.
21
биология и химия»
«Гимнастика»
В течение
года
«Подвижные игры» В течение
года
«Спортивный час» В течение
года
«Казачья
В течение
вольница»
года
Вокальный
ансамбль
«Конфеткибараночки»
Фольклорная
студия
«Матрёшка»
«Я рисую»
В течение
года
1-4 класс Панова Е.П.
1-4 класс Панова Е.П.
5-9 класс Панова Е.П.
5-9 класс Панова Е.П.
Усманова М.А.
Домковская
М.П.
1-9 класс Усманова М.А.
В течение
года
1-4 класс Усманова М.А.
В течение
года
5-9 класс Моргачева М.Д.
Танцевальная
студия «Emotion»
В течение
года
1-4 класс Домковская
М.П.
Ритмика
В течение
года
1-4 класс Домковская
М.П.
Шахматы
В течение
года
1-4 класс Домковская
М.П.
Краеведческий
клуб «Огонек»
В течение
года
4-9 класс Анненко Е.В.
«Весёлые нотки»
В течение
года
1-8 класс Ковалёв В.Г.
«Школа игры на
пианино»
В течение
года
1-9 класс Ковалёв В.Г.
«Школьный урок» Всероссийские
открытые уроки:
«Урок цифры»,
«Проектория»,
по «Основам
безопасности
жизнедеятельности
»,
«Единый урок
прав человека»,
В течение
года
1-9 класс Педагоги
22
Онлайн уроки по
финансовой
грамотности
«Работа с
родителями»
Просветительская
«Почта»
(Распространение
листовок и брошюр
с целью психологопедагогического
информирования)
Тренинг
психологической
подготовки к ОГЭ
и ГВЭ в 9 кл
Тренинги
психологической
поддержки
«Разговор на
трудную тему»
Выступления
«Актуальные
вопросы. Вы
спрашивали – мы
отвечаем»
«День открытых
дверей» для
родителей.
Эстафеты «Зимние
забавы»
В течение
года
Презентация
достижений
обучающихся и
педагогов школы
на
информационном
стенде школы и
официальном сайте
образовательного
учреждения.
Выпуск школьной
газеты «Наша
интересная жизнь»
Классные и
общешкольные
Ежемесячно
1-9
класс
Сентябрь/мар 9 класс
т
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Октябрь/март 1-9 класс Психолог
Декабрь
1-9
класс
Психолог,
педагоги
Декабрь
1-9
класс
Психолог,
педагоги
Январь
1–4
Панова Е.П.
класс,
родители
1-9
Педагоги
класс
Ежемесячно
1-9
класс
Педагоги
В течение
года
1-9 класс Кл.
руководители
23
«Экскурсии,
походы»
родительские
собрания (рабочие
и тематические)
Нетрадиционные
родительские
собрания
ученики+родители
(«Классный Новый
год», «День
благодарения»,
«Ты как я!», «Идем
в поход»)
Поход «Навстречу
приключениям»
Экскурсии
«Путешествие по
лесным
тропинкам»
Экскурсии в
рамках предметов
биология,
окружающий мир.
Поход 3-4 класс
В течение
года
1-9
класс
Сентябрь
1-9 класс Классные рук.
В течение
года
Члены
Панова А.В.
кружка
«Знатоки
природы
»
1-6 класс Панова А.В.
В течение
года
Сентябрь
Краеведческая
Сентябрь
экскурсия «По
улицам и
переулкам родного
села»
«Профориентация Профориентационн 1 четверть
ое тестирование
»
Неделя
Февраль
профориентации
«Добро пожаловать
в мир профессии»
Индивидуальные
В течение
консультации
года
родителей и
учащихся об
особенностях
выбора профессии
и
профессионального
Педагоги
3-4 класс Домковская
М.П.
4-9 класс Анненко Е.В.
7-9 класс Психолог
1-9 класс Психолог
1-9 класс Психолог
Классные
руководители
Администрация
школы
24
«Наставничество
УЧИТЕЛЬУЧЕНИК»
«УЧЕНИКУЧЕНИК»
самоопределения
учащихся
Тематические
классные часы
профориентационн
ой направленности
Предметные
олимпиады
школьного,
районного,
регионального,
всероссийского и
международного
уровней
Организация
элективных курсов,
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования в
зависимости от
интересов
обучающихся
Очные\заочные
конкурсы,
фестивали,
конференции
различных уровней
Сетевое
взаимодействие
через различные
платформы во
внеурочное время
Совместная
проектноисследовательская
деятельность
Оказание помощи
в адаптации к
новым условиям
среды при
поступлении в
школу и переходе
из начального
звена в старшее
Оказание помощи
Согласно
планам
кл.рук.
1-9 класс Классные
руководители
В течение
года
1-9 класс Педагоги
В течение
года
1-9 класс Педагоги
В течение
года
1-9 класс Педагоги
В течение
года
1-9 класс Педагоги
В течение
года
Учителя1-9 класс предметники,
По
классные
необходимос
руководители,
ти
руководители
кружков,
секций,…
По
25
«Организация
предметноэстетической
среды»
по улучшению
результатов учебы,
а также творческих
и спортивных
результатов.
необходимос
ти
Оформление
классных уголков
Оформление
Экологического
уголка
Сентябрь
Стенд «Гордость
школы»
Развивающеигровой уголок
Сменные
тематические
стенды-выставки
«Учение с
увлечение» –
реализация
образовательного
проекта
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Сентябрь
В течение
года
1-9 класс Классные
руководители
Члены
Панова А.В.
кружка
«Знатоки
природы
»
1-9 класс Педагоги
1-9 класс Педагоги
1-9 класс Педагоги
1-9 класс Педагоги
26