Учебный план
Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
С задержкой психического развития
(ФАООП НОО ЗПР (вариант 7.2.))
На 2023-2024 учебный год
(выписка из ФАООП НОО ЗПР (вариант 7.2))
Тымск, 2023 г
1
Пояснительная записка
Учебный план МКОУ «Тымская ООШ» (далее - школа) АООП НОО ЗПР
(вариант 7.2.) - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся школы, принят решением
Педагогического совета школы.
Учебный план является частью АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) (пункт 3.1. раздел
3).
Учебный план школы сформирован в соответствии со следующими
нормативными документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации “Об образовании в Российской
Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья” от 19.12.2014 № 1598;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования” от
22.03.2021 №115;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации “Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее
СанПиН 1.2.3685-21);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” № СП
3.1/2.4.3598-20, 16, 3.1/2.4.3598-20 от 30.06.2020;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность” от 21.09.2022
№ 858;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования” от 09.06.2016 № 699;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
2
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от
24.11.2022 № 1023 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них 7
часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает
нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) - 5 лет (1-й
дополнительный, 1 - 4 классы)
Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 24 мая.
3
Учебный план обеспечивает реализацию АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) на русском
языке.
Учебный год условно делится на четверти, продолжительность которых
устанавливается календарным учебным графиком АООП НОО ЗПР (вариант 7.2).
Учебные занятия проводятся в первую смену пятидневной рабочей недели
Для освоения программы в 1-ом дополнительном, 1 классах отводится 33 учебные
недели, во 2-4 классах- 34 учебные недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СП 2.4.3648-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, общий объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня
составляет:
● для обучающихся 1-го дополнительного, 1 классов – не более 4 уроков и 1 день
в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
● для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и 1 день не более 6 уроков. за счет урока
физической культуры
Начало занятий в 09 часов 00 минут.
Обучение осуществляется в первую смену.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
– использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40
минут каждый);
– организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
– предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти при традиционном режиме обучения;
– проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен
между уроками составляет от 10 до 20 минут. Устанавливаются три
большие перемены после 1-го, 2-го и 3-го уроков - 20 минут. Перерыв
между занятиями внеурочной деятельности, занятий со специалистами –
10 минут.
Продолжительность урока во 2-4 классах составляет 40 минут.
Продолжительность динамических перемен для обучающихся после 2-го, 4го уроков составляет 20 минут.
Расписание уроков составляется с учетом кривой умственной работоспособности
обучающихся в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима
ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся трудные и
более легкие уроки для восприятия, что снижает утомляемость обучающихся и их
перегрузку.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на
его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа,
в 4 классах - 2 ч. В 1-ом дополнительном, 1 классах домашнее задание не предусмотрено.
Для устранения перегрузки обучающихся во время урока в каждом классе
проводятся физкультурные паузы и гимнастика для глаз, предусмотренная СП 2.4.364820.
Внеурочная деятельность в 1-ом дополнительном, 1 - 4 классах организуется и
проводится с перерывом в 1,5 часа, включая прогулку не менее 1 часа и питание
обучающихся.
4
Коррекционно - развивающие занятия в 1-ом дополнительном, 1 - 4 классах
проводятся как в первую половину, так и во вторую половину дня с перерывом 30 минут
после последнего урока.
Таким образом, удается обеспечить необходимый отдых обучающихся равномерно
распределить в течение дня все необходимые учебные нагрузки, не перегружая
обязательной частью учебного плана послеобеденное время, отводимое на прогулку,
занятия внеурочной деятельности, занятия по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам, самоподготовку обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в школе
проводятся в соответствии с Положением “О формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся”.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
являются объектом внутренней системы оценки качества образования в школе и
отражают динамику достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования.
Промежуточная аттестация проводиться по итогам каждой учебной четверти,
учебного года.
Промежуточная аттестация в 1-ом дополнительном, 1 классах проводится без
фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. По
итогам учебной четверти и учебного года выставляется “усв.”/ “не усв”.
Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся 2-4 классов
осуществляется по пятибалльной системе (минимальный балл - 2, максимальный балл 5).
Промежуточная аттестация по предмету “Основы религиозных культур и
светской этики” в 4 классе проводится без фиксации достижений обучающихся в виде
отметок по пятибалльной системе. По итогам учебной четверти и учебного года
выставляется “усв”/”не усв”.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в
электронном журнале.
Отметка обучающемуся за четверть выставляется на основе результатов
текущего контроля (не менее трех отметок в четверти). В случае, если рекомендуемая
отметка составляет 2.5, 3.5, 4.5 обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу ученика).
Отметка обучающемуся за учебный год выставляется на основе результатов
промежуточной аттестации по итогам всех учебных четвертей с учетом применения
правила нахождения среднего арифметического: отметки по итогам учебных четвертей
складываются и делятся на количество учебных периодов. В случае, если результат
расчета составляет 2.5, 3.5, 4.5 обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу ученика).
При реализации АООП НОО ЗНР (вариант 7.2) школа выбирает:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской
Федерации “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
5
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от
21.09.2022 № 858);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования" от 09.06.2016 № 699.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или
учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
6
Недельный учебный план адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психической развития
(АООП НОО ЗПР (вариант 7.2)), 5 лет обучения
Предметные
области
Количество часов в неделю
Учебные
предметы
1
класс
доп.
Всего
К тарификации
Обязательная часть
Русский язык
и
литературное
чтение
Русский язык
5
5
Литературное
чтение
4
4
Иностранный
язык
Иностранный
язык
(английский)
-
-
Математика и
информатика
Математика
4
4
Обществознан
ие и
естествознание
Окружающий
мир
2
2
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозных
культур и
светской этики
-
-
Музыка
1
1
Изобразительн
ое искусство
1
1
Технология
Технология
1
1
Физическая
культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
3
3
Искусство
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
7
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
-
-
-
-
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
21
23
Внеурочная деятельность
10
10
в том числе коррекционноразвивающая область
7
7
“Ритмика”
1
1
Коррекционно-развивающие
занятия (Групповые
коррекционно-развивающие
занятия)
3
3
Коррекционно-развивающие
занятия (Индивидуальные
коррекционно-развивающие
занятия)
3
3
в том числе другие направления
внеурочной деятельности
3
3
Иностранный
язык
Иностранный
язык
(английский)
Направления
Курсы внеурочной
деятельности
Количество
часов в
неделю
I
Спортивно-оздоровительное
Шахматы
1
Общекультурные
Творческая мастерская
1
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Разговоры о важном
1
Итого
3
Учебные недели
33
Всего часов
3
8
Срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) составляет 5 лет.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих АООП НОО ЗПР (вариант 7.2), и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ
(ЗПР, вариант 7.2.), является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития обучающихся и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных
занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную
деятельность по различным ее направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в индивидуальной
и групповой форме.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на
коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут,
на групповые занятия - до 40 минут.
Частота посещений индивидуальных корреционно-развивающих занятий для
каждого обучающегося определяется решением школьного психолого-медикопедагогического консиллиума по результатам проведенной психолого-педагогической,
логопедичесой,
дефектологической
диагностик.
Групповые
коррекционноразвивающие занятия с обучающимися определяются расписанием занятий внеурочной
деятельности.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе
освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) реализуется в урочное и внеурочное время и
осуществляется
специалистами
службы
психолого-медико-педагогического
сопровождения: педагогам-психологом. Учебный план сохраняет преемственность
изучаемых учебных предметов на каждом уровне общего образования.
Для реализации АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) используется УМК «Школа
России».
9
Учебный план может быть реализован с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования (Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”).
Учебный план вступает в действие с 01 сентября 2023 года.
10
11